Основная идея:
Совершенствование форм и методов патриотической работы с детьми и молодёжью через создание интерактивной карты Кировской области с QR-кодами каждого района.
Цель:
Формирование патриотических качеств личности через приобщение школьников к истории и культуре родного края, воспитание любви и привязанности к малой Родине.
Задачи:
- Создавать условия для восприятия сведений о культурном облике своего города, села, об историческом прошлом родного края.
- Развивать эмоционально-целостное отношение к своей семье, дому, улице. Городу, области, стране.
- Осуществлять знакомство с природно-экологическим разнообразием родного региона.
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культуре, ценно-стям природы.
- Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.
Краткое обоснование актуальности проекта (программы)
В течение длительного промежутка времени (90-ые-2000-ые годы) произошла переоценка роли образования и явная недооценка воспитания подрастающего поколения, что привело к негативным изменениям в обществе, искажению элементарных жизненных понятий и приоритетов. Поэтому задачи патриотического воспитания приобретают особую остроту и актуальность.
На протяжении последних лет у детей наблюдается дефицит знаний о селе, городе, области, где многие из них родились и живут. Особенно эта проблема остро ощущается у детей с нарушением слуха из-за коммуникативной специфики. Бо́льшую часть времени они проживают в школе-интернате и совершенно не интересуются историей своей малой Родины. Находясь дома, они испытывают трудности в общении с родными, а значит не получают необходимой информации о том месте где родились и проживают, о своей семье и ее вкладе в историю области. У них не формируется ощущение себя частью своего края, своей малой Родины. Поэтому, заканчивая школу, они без сомнений и сожалений покидают область, уезжая для проживания в другие регионы России.
Уже с детства человек должен гордиться своей национальной принадлежностью, семьей, традициями, любить родной край, свою Родину. Очень важно, чтобы дети как можно раньше понимали, что каждому надо быть полезным людям и Родине, а для этого надо много знать, уметь, с детства совершать такие поступки, которые были бы на благо своего дома, города, области, а в дальнейшем – на благо всей страны.
Наша задача как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Краткое обоснование его значимости для развития региональной системы образования
В советском образовании патриотическому воспитанию всегда уделялось внимание, чего не скажешь о современном российском образовании. Но в настоящее время, учитывая мировую обстановку, вопрос патриотического и гражданского воспитания поднят на более высокий уровень.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал». И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с домом, где тебя всегда любят и ждут, с двором, где провел детство.
Разработка и реализация нашего проекта нацелена на формирование у юных жителей Кировской области любви к родному краю через изучение традиций, национально-региональных особенностей, человеческих ресурсов своей семьи и малой Родины.
Многие семьи, особенно молодые, не уделяют достаточного внимания вопросам патриотического и гражданского воспитания своих детей, считают, что ребенок всю необходимую информацию возьмет из Интернета. Мы согласны, что Интернет играет огромную роль в жизни современных детей. Поэтому решили свой проект перенести в глобальную сеть, чтобы каждый желающий мог познакомиться с районами нашей области. Всем известно, что никто не сможет рассказать ребенку о чем-то понятнее, чем его сверстник. Поэтому большая часть материалов в интерактивной карте собрана и представлена именно детьми. Перед нами стоит важная миссия: заинтересовать подрастающее поколение. Мы хотим показать, что изучение России не ограничивается изучением центральных регионов и городов-миллионников. Россия – это мы с вами, наши соседи, односельчане, земляки.
Опыт нашей инновационной деятельности по данному направлению возможно воспроизвести на любом уровне: школьном, муниципальном, региональном.
Опыт, представленный в проекте, может быть легко воспроизведен в общеобразовательных организациях (особенно в школах-интернатах, в которых проживают дети из разных районов области).
Описание опыта, достижений организации в заявленной тематике
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.Кирова» является старейшим в области учреждением, специализирующимся на обучении и воспитании детей с недостатками слуха, и имеет опыт в вопросах патриотического воспитания глухих и слабослышащих обучающихся.
Так как в школе бо́льшая часть обучающихся проживает в районах области, то практикуется совместная деятельность обучающихся и их родителей по изучению своей малой Родины, с дальнейшим представлением своей работы перед одноклассниками. Большое значение в школе интернате уделяется экскурсионной деятельности. Разработана система экскурсий для 1-12 классов. Введен предмет «Регионоведение», на котором изучается история, традиции, культура регионов Кировской области. Осуществляется совместный проект с библиотекой им. А.С.Пушкина по ознакомлению с жизнью выдающихся земляков и их вкладом в историю области и страны и многое другое.
Срок реализации проекта (программы): 2023-2024 года