КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова
г. Киров, Кировская область
  • Сунский район (пгт. Суна)

    Сунский район, герб

    Герб Сунского района утверждён 10 апреля 2015 года решением районной Думы. Герб внесён в Государственный геральдический регистр РФ под № 10267.

    Описание герба: В лазоревом поле с червлёной волнистой оконечностью поверх всего три золотых гриба-рыжика (средний больше).

    Обоснование символики герба: 

    К особенностям Сунского района относится изобилие в лесах грибов-рыжиков, которые давно стали гастрономическим символом Вятского края, что и передано в гербе тремя рыжиками, символизирующими природные богатства района.

    Другой уникальной особенностью муниципального образования является то, что район расположен на наиболее возвышенной центральной части Вятского увала, на что указывает волнистое деление щита.

    Золотой цвет олицетворяет такие качества и понятия как верность, справедливость, умеренность, великодушие и щедрость.

    Червлёный (красный) цвет символизирует силу, мужество и доблесть.

    Лазоревый (синий, голубой) является символом мирного неба, любви к родине, упорства и стремления к победе.

    История создания района: 

    Сунский район Кировской области с центром в селе Суна был образован 10 июля 1929 года постановлением ВЦИК РСФСР в составе Нолинского округа Нижегородского края. В него вошли Сунская и часть Татауровской волости Нолинского уезда Вятской губернии. 

    Сунский район расположен в центральной зоне Кировской области на расстоянии 92 км от областного центра. Площадь территории — 1,2 тыс. км².

    Некоторые этапы истории района:

    4 июня 1956 года к Сунскому району отошла часть упразднённого Татауровского района.
    14 ноября 1959 года решением Кировского облисполкома район как административно-территориальная единица был упразднён, а его территория передана в Куменский район.
    14 февраля 1968 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Сунский район был восстановлен.
    До 1976 года район назывался Сунско́й, но после правительственной комиссии название изменили на Сунский. 

    Материал взят с сайта Википедия

    Сунский район - мой край родной, моя история живая

    КАРТА

    Суна основана в 1650 году. Но до и после появления в 17 веке русских на этих территориях, проживали древние удмурты и черемисы (марийцы).

    В Курчумском городище у села Курчум на культурном слое 10-13 века нашей эры найдены следы древних людей. Археологи относят эти находки к кочергинской культуре, которая также связана с древними марийцами и древними удмуртами.

    А многочисленные стоянки 4-3 веков до нашей эры говорят, что здесь, в Сунском районе, на протяжении минимум двух с половиной тысяч лет жили люди.

    ОШЕТЬ

    В Сунском районе находится село Ошеть - родовое село рода Васнецовых. В селе есть красивейшая церковь Спаса Нерукотворного Образа.

    По количеству достопримечательностей и памятников небольшому селу может позавидовать любой провинциальный городок. Есть здесь даже небольшой краеведческий музей. Прикоснуться к местным святыням, услышать интересный рассказ о прошлом и настоящем Ошети, о её замечательных жителях, испить воды из святого источника и помолиться в Спасском храме приезжают люди даже из-за пределов нашей области.

    Среди уроженцев Ошети — немало известных людей: это священнослужители, артисты и скульпторы, высшие офицеры, доктора наук, заслужившие в СССР и России почёт и уважение своим добросовестным трудом.

    Один из них — вятский скульптор Николай Леденцов, который с супругой Людмилой Дмитриевной изготовил и установил на въезде в Ошеть поклонный крест. На нём укреплена табличка с надписью: «Село Ошеть основано в 1690 году при участии Дмитрия Игнатьевича Васнецова, священнослужителя Спасской церкви, предка художников Виктора и Аполлинария Васнецовых».

    Это не единственный памятник в Ошети; достопримечательностей, удостоенных внимания скульптора, здесь несколько. Памятные знаки, изготовленные Н.А. Леденцовым и посвящённые Васнецовым, установлены на местах, где стоял их родовой дом и сельская школа, где священники обучали детей; у ключа, который недалеко от Ошети открыли и расчистили Васнецовы.

    КЫРМЫЖ

    На обратном пути я по живописной дороге можно заехать в село Кырмыж. Здесь есть заброшенный храм, который превращается в руины, но еще сохранились купола.

    Использованы материалы:
    - Путешествие по Вятскому краю: Сунский и Кумёнский районы (2024 г.)

    - В.Шеин. В родовом гнезде Васнецовых

    В Сунском районе находится село Ошеть - родовое село рода Васнецовых. 

    Село Ошеть основано в 1690 году «на старой пустоши». 330 лет назад здесь на карте числилась пустошь на речке Ошеть. То есть пустое место. Никто на этом участке не проживал, и никаких строений не стояло. Земля эта принадлежала Вятскому Трифонову монастырю с тех пор и вплоть до 1764 года. 

    До прихода русских здесь обитали племена чуди голубоглазой. На их языке «ош» означало «медведь», «еть» – «угол», дремучая округа именовалась как «медвежачий угол».

    В селе есть красивейший храм Спаса Нерукотворного Образа (Спасская церковь). Место, где стоит храм, окаймлёно тремя речками, образуя полуостров.

    В 1690 году монастырь направляет сюда дьячка Дмитрия Васнецова. Дмитрий Игнатьевич приехал с семьёй, ему дали порядочное количество монахов. По предположению краеведа, их было много. Потому что через два года здесь была построена первая деревянная церковь. Она была рубленая, размером 14х18 и стояла на смолистых пнях. И только под алтарём был выложен фундамент из кирпича. Кроме деревянной церкви они за два года построили  8 домов и съезжую избу (видимо для приезжих). И вот они прожили с этой маленькой церковью 50 лет до 1742 года. Она стала тесна, приход увеличивался.

    Тогда Васнецовы пишут ходатайство в Трифонов монастырь, чтобы им разрешили заготовлять материал на каменную церковь. Им такое благословение дали. С 1742 по 1747 год выкладывались из кирпича стены. Причт тогда состоял из священника Иустиана Стефановича Россихина и дьячков — братьев Иосифа Дмитриевича и Афанасия Дмитриевича Васнецовых. Позже диакон Спасского храма Иоанн Иосифович Васнецов продолжил дело предков по благоустройству церкви: вместе с диаконом вятского Богоявленского собора Иоанном Котлецовым трудился над росписями стен и сводов храма.

    Тёплая придельная церковь была освещена 19 июля 1753 года во имя Архистратига Михаила. С этого же времени в храме начались службы. 

    Население прихода Спасского храма постепенно увеличивалось, в 1775 году в округе было почти 600 дворов. Спасская церковь становится тесной для возрастающего числа прихожан. Снова ошетцы обращаются к владыке, и им выдаётся храмозданная грамота на построение придела во имя Иоанна Богослова, который был освящён в сентябре 1778 года.

    В 1792 году на служение в Спасский храм приезжает окончивший духовную семинарию священник Иаков Иванович Васнецов. В 1796 году в ошетскую церковь была пожертвована икона Спаса Нерукотворного старого письма. На ней была сделана надпись: «Украшает сей образ старанием священников Иоанна Широких и Иакова Васнецова с усердием крестьянина Парфения Широких с 1796 г.». Вот откуда пошли начала живописного таланта, который через столетие обрёл полную силу и проявился в знаменитых работах братьев-художников Виктора и Аполлинария Васнецовых.

    Все эти годы в селе, сменяя друг друга, служат Васнецовы. По собственному желанию в 1833 году в село приезжает дьячок Николай Васильевич Васнецов с супругой. Вслед за ним в 1836 году сюда с семьёй перебирается из Нолинска Георгий Андреевич Васнецов, рукоположенный во священники.

    Население в округе всё прибавлялось, строились и другие храмы, и часть починков и деревень отходила к новым приходам. Несмотря на это, в 1808 году в Спасском приходе числилось 684 двора, 2685 человек мужского пола и 3121 — женского. И снова ошетский храм становится мал для местных прихожан, поэтому в 1843 году тёплый придел полностью разбирают и в течение почти четырёх лет строят на этом месте новую, больших размеров тёплую церковь. Её правый престол был освящён 7 ноября 1848 года во имя Архангела Михаила, а левый — 25 сентября 1851 года в честь Иоанна Богослова. В 1855 году теплый храм был соединен с колокольней каменным переходом (трапезная). В этом виде храм сохранился до наших дней /почти 170 лет/.

    Прадед художника Юрия Алексеевича в 1843 году полностью разбирает теплую церковь и в 1847 году заканчивает кладку новой большой теплой каменной церкви. 

    Немного о храме, как архитектурном памятнике. Кирпичный храм – алтарная часть, типа восьмерик на четверике, с декором в духе вятского барокко, отличающийся оригинальным завершением восьмерика. Над карнизом восьмерика поставлены декоративные закомары, купольная часть выполнена в виде луковицы. В прежние времена в Ошети жили всего 69 жителей, в основном, верные слуги Господа (священники с семьями). Но вот к приходу относилось 55 селений, в праздники и на ярмарки простой люд собирался тысячами, поэтому внешний облик святилища имеет внушительные размеры.

    Прожили Васнецовы в Ошети 245 лет. И за это время два больших придела сделали, в которых были свои алтари и печи. Зимой службы проводились. Четыре поколения Васнецовых вкладывали в строительство Ошетской церкви, этого редчайшего по красоте сооружения, не только свои организаторские и душевные силы, но и собственные деньги. Так же были построены величественная колокольня и тёплый переход туда. Кроме этого они построили здесь 4 школы, в том числе и для обучения крестьянских детей.

    Тут есть источник с целебной водой. До прихода Васнецовых крестьяне пользовались ей, лечили многие болезни. Когда Васнецовы приехали на Ошетскую землю им посоветовали этот источник благоустроить. Васнецовы, в свою очередь, выкопали водоёмчик, сделали запруду, поставили колоду и желоб. Освятили источник целебной воды в честь Исаака, сына Авраама и Сарры. После  этого местные жители называли родник Исаковским ключом. А местность там, небольшой лесочек стали назвать «Исаковка».

    Когда Васнецовы уехали из села, этот источник забросили. 70 лет он был бесхозным, всё провалилось и упало. Сравнительно недавно этот источник нашли и восстановили.

    "Пошли туда и нашли его. Он течёт по земле. А там, где был водоёмчик, ил сохранился. Мы сходили за лопатами и несколько дней работали. Это всё очистили вдвоём со скульптором, сделали небольшую запруду, поставили колоду. Нашёлся и васнецовский жёлоб. Всё восстановили. − делится воспоминаниями местный житель. − А потом, когда выиграли грант в 2012 году, поставили часовню, купель сделали".

    Picture background

    После того, как священнослужители Васнецовы покинули Ошеть, бесхозной стала и большая Спасская церковь. Она подверглась жесточайшему разграблению. Всё, что было можно, вытащили и разграбили: дверные и оконные блоки, половые плиты и даже подоконники. Не осталось ни одной иконы на иконостасе. Купольный крест срезали, колокола сбросили. Куда увезли – никто не знает.

    Осквернённым зданием начал пользоваться колхоз. На его площади хранились минеральные удобрения и зерно. А в алтарной части складировался цемент. Из-за химии съело многие росписи. Васнецовские решётки на окнах сохранились все, кроме одной.

    В начале 2001 года местные жители решили восстановить Спасскую церковь и уже в 2003 году (6 декабря) храм освятили, в храме появился батюшка. 

    По словам краеведа, когда в алтарной части всё сделали, зажгли свечки и кадило, росписи на стенах проявились сами. Возможно, это такая краска, на которую влияет дым от свечек. А может быть и явление некоторого небольшого чуда. В общем, причина неизвестна. Во всяком случае, агрессивной среды от удобрений и цемента в помещениях церкви больше не стало.

    Есть в селе старая школа. Она тоже была построена при Васнецовых. Но после революции 1917 года здание частично сломали. Наверное, на стройматериалы для каких-то своих домов. Но постройке неравнодушные сельчане не дали умереть и полностью восстановили облик дореволюционной школы. Железная крыша и белоснежные радуют глаз.

    Picture background 

    От бывшего дома Васнецовых остался только фундамент. Сейчас тут стоит памятная стелла с рельефным изображением бывшего здания и указанием места. Кроме того за этой усадьбой стояли ещё и другие дома, принадлежащие семье священнослужителей − предков знаменитых художников. Но вся эта территория заросла бурьяном.

    История - дело семейное: как три поколения одной семьи строят в Ошети музей ВаснецовыхИстория - дело семейное: как три поколения одной семьи строят в Ошети музей Васнецовых

    В 2012 году на месте дома Васнецовых Георгий Зворыгин, внук известного в Сунском районе краеведа Леонида Ивановича Зворыгина, вместе с местными жителями расчистили фундамент от зарослей, установили на него деревянный сруб, установили информационную табличку и выложили дорожку к дому и трёхвековой липе. В перспективе планируется создание музея. 

    Picture background Picture backgroundPicture background

    За местом бывших усадеб стоит старая липа. Ей больше трёхсот лет! Лет 70-80 назад ураганом повалило ствол. Однако корни сохранились и в рост пошли боковые побеги. Диаметр окружности ее ствола составляет пять метров. Старожилы рассказывают, что это дерево посадили Васнецовы. В наши дни территория вокруг липы облагорожена. Сюда ведёт мощёная тропинка, установлены скамейки. Тёплым погожим днём можно посидеть, помедитировать или наоборот, обдумать какие-нибудь важные мысли.

    Picture backgroundВаснецовы жили в Ошети до 1935 года, но с упадком села им пришлось покинуть эти края. Последними из Васнецовых – в Ошети жили прадед, дед и отец народного художника РСФСР Юрия Алексеевича Васнецова. Здесь же, в церковной ограде Спасского храма,  покоятся все Васнецовы, служившие в церкви села Ошеть. С приходом новой власти, в 1935-м святыню закрыли. Надгробные сооружения, среди которых располагалось десять могилок Васнецовых, подлежали ликвидации, иконостас был разграблен, оконные решетки и двери уничтожены. Сегодня в периметре этого участка захоронения установлен православный крест, на котором выгравированы годы жизни и смерти священнослужителей из знаменитого рода.

    Здесь родился Козьма Иванович - прадед братьев-мастеров. Но Ошеть является только «отправной точкой отсчета». С веками потомков семейства «разбрасывает» по ближним селениям, куда они направлялись на учебу, так и по долгу службы. Села Богородское, Курчум – родина художника-сказочника Юрия, а в Лопьяле и Рябово появились на свет мировые таланты Виктор и Апполинарий.

    К 330 летию Ошети был установлен памятник в виде креста с табличками, одна из которых посвящена отдельному священнику Васнецову.

    В статье использованы материалы: 

    Статья "Село Ошеть Кировской области. Непростая судьба родового гнезда знаменитых художников братьев Васнецовых"
    Статья "Васнецовская Ошеть"
    Статья "В родовом гнезде Васнецовых", В.Шеин
    Статья "История - дело семейное: как три поколения одной семьи строят в Ошети музей Васнецовых", Е. Лубнина

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике