КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова
г. Киров, Кировская область
  • РИП 24 февраля, 15:05

    Анфилатов Ксенофонт Алексеевич

    1761-1820, российский купец, основатель первого в России общественного банка, организатор первой российской торговой экспедиции в Северо-Американские Соединённые Штаты.
    Анфилатов Ксенофонт Алексеевич

    Ксенофонт Анфилатов - купец, организатор торгового и финансового дела, меценат. Он снискал внимание со стороны императора Александра I и восхищал современников своими смелыми решениями. Анфилатов первым из русских предпринимателей начал торговать с молодым государством - Соединенными Штатами Америки - и открыл первый в России общественный банк.

    Родился 26 января (6 февраля) 1761 года в бедной деревушке Вагино Слободского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область). Родители его - черносошные крестьяне. С малых лет он участвовал в предпринимательских делах своего отца Алексея Ивановича и дяди Луки Ивановича. Уже в юном возрасте проявлял деловую смекалку, целеустремленность и энергию. Эти качества впоследствии пригодились ему для успешной реализации собственных коммерческих проектов.

    Благодаря покровительству дяди Луки в январе 1778 года Ксенофонту Анфилатову был выдан паспорт "В Российские малороссийские и сибирские города для купечества". Там он впервые начинает заниматься организацией торговых караванов. Анфилатовы закупали в Слободском и других местах Вятского наместничества зерно, муку, крупы, лен и льняное семя, рогожу, пеньку, смолы для последующей перепродажи в архангельском порту.
    Спустя три года Анфилатовы вместе с родственником из Архангельска создали совместную торговую фирму «Илья Платунов, Лука и Ксенофонт Анфилатовы». Торговые дела шли успешно: обороты фирмы достигали 130 тысяч рублей в год, а ее учредители попали в список купцов, имевших в Архангельске заграничный торг. Фирма просуществовала до 1790 года, после чего компаньоны расстались «по общему дружескому согласию». 

    К 30 годам Анфилатов имел солидный достаток. Деньги он вложил в покупку 2-мачтовой бригантины, которая красовалась в порту Архангельска. Вместе с дядей Лукой они перевозили вино, зерно, муку и другие товары, и хорошо освоили дали северных морей.

    Всё шло хорошо, но в 1797 году любимый дядя Лука тяжело заболел и скончался, всё дело осталось на плечах Ксенофонта. Его компания торговала со странами Западной Европы, каждый год увеличивая обороты. Так, в 1801 году из-за границы пришли четыре судна с товарами, а в 1802-м уже одиннадцать. В тот же год Ксенофонт Алексеевич открыл свою самостоятельную торговую фирму в Архангельске.
    Суда с товарами Анфилатова начали ходить в Англию, Голландию, Бремен и Гамбург. 

    В то время из-за наполеоновских кампаний торговля на море с европейскими державами становилась уже не такой прибыльной. И тогда в 1805 году у Анфилатова возник грандиозный план завести торговые отношения с США через Атлантический океан.

    С этой идеей он смог добраться до правительства. В 1806 году Александр I дал добро и велел отправить в Америку 3 корабля без взимания налогов. Не хватало только денег. Анфилатову выдали в кредит 200 тыс. В том же 1806 году от русских берегов отчалили 2 судна "Иоганес Каприст" из Архангельска в Нью-Йорк и "Эрц-Энгель Михаэль" из Санкт-Петербурга в Бостон. Из Америки Анфилатов привозил на родину сахарный песок, кофе, какао, шоколад, мускатный орех, гвоздичную головку, перец, сандал, ром, краску и другие товары. Дело было рискованное, но Россия открыла для себя перспективного экономического партнера, а прибыль Ксенофонта Алексеевича от первых экспедиций составила баснословную по тем временам сумму - 1 миллион 148 тысяч 913 рублей.

    С тех пор в США был налажен торговый путь. Но из-за регулярно меняющихся дипотношений между странами дела были уже не так успешно. Анфилатова вскоре признали банкротом.

    Компанию пришлось закрыть и уехать на родину в сословии мещанина в Вятку. К этой печали добавилось и другое горе - через пару лет сын Анфилатова Ираклий утонул. Так купец остался у разбитого корыта.

    Здание Анфилатовского банка в Слободском

    Создавая свою международную торговую компанию, Ксенофонт Анфилатов много раз сталкивался с нехваткой средств на расширение дела. Поэтому, выйдя в первые ряды российского купечества, он решил основать банк, который поможет другим купцам и ремесленникам встать на ноги.
    Чтобы получить одобрение государя на создание банка, пройти все бюрократические инстанции, требовались незаурядные решительность и целеустремленность. Ксенофонту Анфилатову их было не занимать.

    Историкам известен случай, когда в 1806 году он отправил в Лондон большую партию льна, однако продать ее долго не получалось. Купцы-оптовики предлагали смешные цены, чтобы отучить русских вести торговлю с западными странами напрямую. Тогда в Лондон отправился сам Анфилатов. На переговорах английские купцы отказались платить разумные деньги и предложили ему отвезти лен обратно в Россию. Оскорбленный Анфилатов ответил, что «в лес дрова не возят». Он вывез всю огромную партию льна за город и сжег. Этот поступок очень впечатлил современников.

    В 1808 году Анфилатов заручился поддержкой канцлера Российской империи графа Николая Румянцева и обратился с ходатайством на высочайшее имя. В своем прошении он подробно описал пользу общественного банка, особенно во внутренних городах. Так, если в столицах империи купечество и ремесленники могли получить деньги на развитие своего бизнеса под приемлемые проценты, то в провинции такой возможности не было. Местные предприниматели могли получить кредит только у ростовщиков под огромные проценты и вынуждены были поднимать цены на товар. В конечном итоге от этого проигрывали и простой народ, и все государство, поскольку тормозилось развитие промышленности и торговли.

    Первый общественный банк в России был открыт 31 декабря 1810 года в городе Слободском. Ксенофонт Алексеевич, взяв за основу американскую систему  делового кредита, сам разработал и написал для него устав и таким образом положил начало созданию системы поддержки малого бизнеса. Этот документ оказался настолько продуманным и совершенным, что был утвержден лично императором Александром I, и успешно прошел проверку во всех инстанциях. Более того, он получил статус закона. Его включили в Полное собрание законов Российской империи, сразу за уставом государственных банков. В дальнейшем вплоть до 1857 года все создаваемые в стране общественные банки, даже открывавшиеся в Санкт-Петербурге и Москве, обязаны были писать свои уставы на основе документа, разработанного слободским купцом.

    В основу работы первого банка Анфилатов заложил простые принципы — минимальный процент и направление части доходов на общественные нужды. Процент по вкладам составлял 6% годовых. При этом на руки вкладчики получали 5%, а 1% оставался в распоряжении банка. Процент по ссудам и кредитам также равнялся 6%, что делало их более чем доступными. Однако получить их могли лишь купцы, мещане и цеховые Слободского. Жители других городов обратиться в банк за помощью не имели права. Зато в самом городе ссуды выдавались не только под залог движимого и недвижимого имущества, но и под учет векселей.

    По уставу городской общественный банк действовал под наблюдением местной думы и только перед ней обязан был отчитываться в своих действиях.

    Уже к 1911 году по образцу, разработанному Анфилатовым, в стране появилось 286 общественных банков. Из них 46 работали в губернских городах, а 240 — в уездных. В результате такого нововведения Россия стала первой в мире по темпам развития системы общественных банков.

    Всего за 100 лет после открытия банка Слободской преобразился. Уже к середине XIX века 20% населения города были купцами, а 55% — предпринимателями и ремесленниками. Вятские ремесленные мастерские считались лучшими в России, Лев Толстой заказывал у них мебель для своего дома в Ясной Поляне.

    Низкая процентная ставка обеспечивала возвратность ссуд. Все жители знали: не отдашь взятые деньги — больше тебе их не дадут.

    Банк Анфилатова финансировал множество проектов — прокладку мостовых, возведение водонапорной башни и торговых рядов, строительство гостиного двора, воинских казарм с баней, женского и приходского училища, городской больницы и богадельни.

    Банк содержал за счет собственных средств назначал прибавки к зарплате учителям, школьным и городским врачам и медсестрам, покупал лекарства для малоимущих и помогал содержать сирот, выплачивал талантливым ученикам стипендию имени Ксенофонта Анфилатова. В итоге по уровню и качеству жизни Слободской к 1917 году обгонял даже губернский центр — Вятку.

    Анфилатовский банк сыграл большую роль в развитии финансовой системы страны. 

    Семья

    Ксенофонт Алексеевич был женат дважды. Его первая жена, Евдокия Михайловна, была дочерью канцеляриста Вятской духовной консистории М. Никонова. Она скончалась в 1793 году после одиннадцати лет брака, оставив четырёх детей: двух сыновей — Ираклия и Алексея, и двух дочерей — Марию и Анну.

    В 1795 году К. А. Анфилатов женился вторично, на Анне Алексеевне, дочери крупного архангельского купца Алексея Ивановича Попова, являвшегося его деловым партнёром.

    Последние годы жизни

    По иронии судьбы последние годы Анфилатов прожил в бедности. Его торговое дело погубили наполеоновские войны. В 1809 году он отправил в Америку третий корабль — «Ксенофонт», который не вернулся из экспедиции. Его судьба осталась неизвестной - возможно, его захватили пираты, или потопил французский флот, а может быть, оно сгинуло в страшном шторме.

    В июне 1812 года Архангельский городской магистрат постановил опубликовать извещение о банкротстве Ксенофонта Анфилатова с началом описи его имущества. Позже для выяснения причин разорения был создан специальный комитет, куда вошли кредиторы. Его многолетнее расследование показало, что Анфилатов «потерпел убытки в торговле своей по причинам разных политических и других непредвиденных перемен и обстоятельств коммерческих», а «обмана и умысла в том не оказалось», поэтому решено было признать его не банкротом, а «упавшим», что означало переход из купеческого сословия в мещанское.

    Ксенофонт Алексеевич умер в 1820 году в возрасте 58 лет и был похоронен в Архангельске. Через 43 года после его смерти банк в честь своего 50-летнего юбилея поставил на могиле Анфилатова памятник - мраморную темно-красную четырехгранную колонку с крестом наверху и надписью: «Основателю в память от Слободского Анфилатовского банка в служение Городского Головы Луки Агафовича Колотова в 1863 году". В настоящее время памятник и сама могила безнадёжно утрачены.

    Более подробно можно прочитать в статьях
    "Анфилатов К.А. (Википедия); 
    "Из грязи в князи, из князи в грязи"
    Купец-негоциант Ксенофонт Анфилатов

    Посмотреть видеолекцию о Ксенофонте Анфилатове

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике